Персонал, работающий без отпусков, - угроза вашему бизнесу

Александр Кособоков
Международный эксперт по управлению лояльностью и повторным продажам.
Генеральный директор EPSI в России и странах СНГ
У многих руководителей есть ошибочное убеждение, что сотрудники, которые склонны не использовать весь отпуск в течение года, обладают высокой приверженностью.

Действительно, легко принять их за супергероев, которые настолько вовлечены в работу, что не знают ни сна, ни отдыха. Но мы хотим предостеречь вас от таких выводов.

Вовлечённость – очень сложный параметр, она находится на стыке поведения и внутреннего восприятия, поэтому мы не рекомендуем судить о ней «на глаз».

Нежелание уходить в отпуск может свидетельствовать о том, что сотрудник испытывает дискомфорт, страх, ему не нравятся те или иные процессы в организации или он против своей воли поддаётся существующим неформальным правилами и традициям подразделения.

Игнорируя эту тенденцию, вы рискуете ухудшить баланс работа/свободное время ваших сотрудников, а также снизить их вовлечённость (по результатам недавних исследований EPSI ESI, баланс является приоритетным драйвером вовлечённости у каждой второй компании).

Возможные причины того, что сотрудник не уходит в отпуск:

1.) Боится вернуться и увидеть «горы накопившейся работы».

По результатам исследования «Time off», проведённого в США в 2017 это самая частая причина, которая мешает персоналу компаний насладиться заслуженным отдыхом.

Ваши действия:

Пересмотрите процесс замещения в вашей компании, уделите дополнительное время на чёткую постановку задач для замещающего сотрудника. Гарантируйте ему положенное материальное вознаграждение, а также разработайте нематериальное вознаграждение по результатам замещения.

2.) Предвидит ситуацию, что ему всё равно не дадут отдохнуть.

Давайте будем честными: в современном мире только front-desk персонал или продавцы-консультанты могут быть уверены, что во время отпуска никто не позвонит им на мобильный и не пришлёт email с какой-нибудь срочной просьбой.

Наверняка вам доводилось испытывать на себе осуждающие взгляды семьи и друзей, когда во время путешествия вам нужно было постоянно оставаться на связи и решать рабочие вопросы.

В данном случае нарушается не только личный баланс, но и баланс ваших близких. Несмотря на то, что такая модель поведения даёт вам ощущение, что всё под контролем, она неминуемо приведёт к стрессу и снижению продуктивности в будущем.

Таким образом, если вам важна не только сиюминутная, но и стратегическая вовлечённость вашего персонала, следует подумать о новых, более здоровых привычках в вашем коллективе или компании.

Ваши действия:

Научите сотрудников на собственном примере нажимать «кнопку OFF» во время отпуска. Уезжая, включите автоматический ответ в почте и договоритесь с коллегами и подчинёнными, что по телефону будут решаться только самые срочные и критические ситуации.

Персонал должен понять, что такая привычка не осуждается компанией. Если сотрудники увидят, что их руководитель умеет разделять своё рабочее и личное время, им станет легче отрегулировать свой собственный баланс.

3.) Не хочет терять часть вознаграждения

Конечно, если все составляющие заработной платы сотрудника «белые», то использовать весь положенный отпуск в большинстве случаев ему выгодно. Если же официальным является только оклад, а премия к тому же зависит от каждодневной выработки, то сотрудник может игнорировать отпуск, чтобы заработать больше.

Ваши действия:

Сделайте премию более гибкой - добавьте в неё критерии, зависящие от выработки всего коллектива. Возвращаясь из отпуска, сотрудник будет рассчитывать не только на «голый» оклад. Таким образом, вы существенно снизите его нервозность и улучшите баланс между работой и свободным временем.

Мы рекомендуем не воспринимать отпуск как личное дело самого работника. Какими бы высокими ни были приверженность и вовлечённость, работа без отдыха рано или поздно приведёт к выгоранию. Поэтому ради целей вашего бизнеса вы должны не только отпускать сотрудников в отпуск, но и создавать такую среду в компании, чтобы они не пренебрегали им.
EPSI оказывает услуги по оценке удовлетворенности и вовлеченности персонала на основе научно обоснованной методологии, которая не только описывает здоровье компании в отношениях с персоналом, но и помогает снижать текучесть, повышать производительность, прогнозировать использование потенциала и мотивации сотрудников, а также выявляет истинные приоритетные направления для улучшения отношений с людьми.


За дополнительной информацией обращайтесь к консультантам EPSI по телефону +7 499 504 43 54 или экспертам EPSI по e-mail: info@epsi-rating.ru